Машинист локомотива - одна из самых нелёгких, но романтичных профессий на земле. Во всех странах мира машинисты первых поездов описываются как мужественные, непреклонные перед невзгодами и опасными ситуациями люди. В самом деле, управление локомотивом в пассажирском, грузовом движении или при производстве маневровой работы требует предельной собранности и готовности к любому повороту событий во время движения. И чтобы не допускать критических ситуаций на дороге, машинист обязан хорошо знать конструкцию локомотива, профиль обслуживаемого участка, расположение на нем постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков и их назначение, иметь расписание движения поездов. При приёмке локомотива убедиться в надёжности всех его агрегатов, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи, а по записи в журнале технического состояния локомотива убедиться в исправном действии автоматической локомотивной сигнализации и автостопа; проверить наличие сигнальных принадлежностей, противопожарных средств.
В пути следования машинисту доверены сотни жизней пассажиров и проводников. В ночное время они спокойно отдыхают под мягкий перестук колёс, и от плавного скоростного движения локомотива машиниста тоже тянет ко сну. Но машинисты никогда не заснут - они легко преодолевают состояние дрёмы посредством своих профессиональных секретов. Днём и ночью от машиниста и его помощника требуется предельное внимание в пути следования. Случается так, что они обнаруживают неисправности светофоров, автоблокировки, повреждения пути, контактной сети и других сооружений и устройств, аварийное состояние в поездах, следующих по соседним путям, и тогда машинист тут же сообщает об этом дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру, а при необходимости и машинисту поезда, следующему по смежному пути.
Помимо профессиональной интуиции и твёрдости характера, машинисту требуются крепкие знания инструкций по движению, сигнализации, технологии проведения слесарно-сборочных работ, основ электротехники и материаловедения и других нормативных документов. Это позволяет слиться с локомотивом в одно целое, каждым нервом чувствовать «дыхание» стального мощного друга.
Для того, чтобы стать машинистом локомотива, необходимо большое желание, и после работы в должности помощника машиниста более 1,5 года окончить 6-месячные курсы в Дорожной технической школе.