Ученик-родитель-школа. Успешное самоопределение и осознанный выбор будущей профессии

17-19 ноября 2021 года в 10 классах Лицея №36 ОАО «РЖД» состоялись интерактивные родительские собрания «Ученик-родитель-школа. Успешное самоопределение и осознанный выбор будущей профессии», куда родители были приглашены вместе с детьми.
Юность – возраст самоопределения и поиска ответов на вопросы: «Кем быть?», «Куда поступать?», «Какую профессию выбрать?», «Как стать успешным?». И наши десятиклассники – не исключение.


Лицей №36 ОАО «РЖД» – железнодорожный лицей, в своей образовательной деятельности ориентирован на то, чтобы нацелить выпускника на поступление в вузы по профилю железнодорожной направленности. Уже достаточно давно сложился узнаваемый бренд Лицея. Наш выпускник – качественно подготовленный, социально адаптированный, конкурентоспособный, амбициозный, целеустремленный потенциальный студент и работник.

    Родительское собрание началось с работы в смешанных группах (дети + родители): участники создавали три пары образов: идеального и реального ученика, идеального и реального родителя, идеальной и реальной школы. Организаторы мероприятия отметили общую увлеченность и заинтересованность, продуктивность и командную работу в группах. Созданные портреты идеального ученика и родителя несколько отличались от реального, а идеальная школа практически совпала с реальной – с Лицеем, это было отмечено во всех трех классах (хорошее техническое оснащение, отличные учителя, подготовка к жизни, школьная форма, чистота и уют). В реальном ученике отметили качества: требующий контроля, загруженный, непослушный, все делающий в последний момент, жизнерадостный, сонный, ленивый, интернетозависимый, многообещающий. И родитель: заботливый, любящий, ворчащий, уставший, контролирующий, критикующий, «не в тренде», гиперопекающий, заставляющий, принципиальный.


Далее заместитель директора по УВР Зенцова Л.В. познакомила участников собрания с анализом текстов мини-сочинения-рассуждения десятиклассников «Я и Лицей», которое они писали накануне. Представляем выдержки из сочинений по основным микротемам:
Статус Лицея
- Лицей – уникальное учебное заведение. В этом году ему исполнилось 115 лет.
- Лицей входит в ТОП-100 лучших российских школ.
- В Лицее – очень качественное образование и высоко заданная планка.
- Лицей – место, куда хочется возвращаться.
- Лицей – крутой!
Материально-техническая база
- Здание Лицея – величественное и красивое, любой житель города Иркутска знает о нашем Лицее.
- В Лицее присутствует все для получения качественных знаний: компьютеры, оборудованные кабинеты, спортзал. Также отличная столовая, буфет.
- В Лицее вкусно кормят и меню разнообразное.
- Лицей хорошо оснащен технически. В кабинетах информатики и математики есть интерактивные доски, лабораторные работы по биологии проводятся с микроскопами, по химии – с реактивами, что есть далеко не в каждой школе.
Жизнь в Лицее
- Каждый год я иду на линейку с удовольствием, жду чего-то нового, интересного. Новенькие ученики легко вливаются в наш коллектив.
- Кроме обычных уроков я посещаю и кружки. Моими любимыми являются театральная студия, спортивные (волейбол, туризм) и робототехника.
- Лицей активно продвигает участие в олимпиадах среди школьников, что может благотворно повлиять на поступление в высшие учебные заведения и расширение кругозора.
- Лицей привил мне тягу к математике и физике, я надеюсь, что в будущем свяжу свою профессию именно с этим направлением.
- Мой класс – моя семья. Наши учителя – замечательные люди, которые поддерживают нас в трудные моменты.
- Благодаря Лицею я заняла хорошее место в олимпиаде по математике и вообще узнала «олимпиадную математику», за что потом получила «звезду лицея».
Я и Лицей
- Для меня Лицей – начало моего жизненного пути.
- Лицей стал для меня вторым домом. Он дает нам знания, новых друзей, шанс стать успешным и богатым.
- В Лицее прекрасные педагоги и учителя. Они отлично учат и дают знания. Благодаря их профессионализму появляется желание учиться на отлично.
- У нас с Лицеем сложные отношения, но, несмотря ни на что, каждое утро я прихожу в Лицей и увлекательно, незабываемо, крайне познавательно провожу 6 часов своей молодости.
- Лицей сильно повлиял на мое взросление, мои взгляды и мое отношение к миру. Я очень рада, что попала в такую дружную «семью».
- Хотелось бы верить, что я тоже приношу какую-то пользу Лицею, помогаю ему стать чуть лучше.

Среди факторов, влияющих на успех ученика (по данным опроса учеников, родителей, учителей школ Иркутской области) Зенцова Л.В. выделила группу факторов, характеризующих самого ученика: социально-экономический и культурный статус семьи, дисциплинированность, учебную мотивацию. И группу факторов, характеризующих учебное заведение: тип населенного пункта, в котором расположена школа (Лицей находится в региональном центре), углубленное изучение предметов (в Лицее это есть), квалификацию педагогов (отмечаем высокий уровень), индекс олимпиадной активности, систему профориентации и дополнительное образование, вовлеченность родителей в учебный процесс, нехватку ресурсов.
В интеллектуальной деятельности лицеистов отмечается снижение количества участников Всероссийской олимпиады школьников. Также отмечается снижение уровня учебной мотивации на примере индекса активности участия в конференциях, конкурсах из Перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, утвержденных приказом Минпросвещения России на 2021/22 учебный год.
С октября 2021 года Иркутский государственный университет путей сообщения и Сибирский колледж транспорта и строительства предлагают лицеистам уникальную возможность обучения рабочим профессиям «Слесарь», «Техник-конструктор» (с последующей выдачей документа установленного образца), посещение занятий по теме «Неразрушающий контроль» и «Геодезия». Некоторые старшеклассники уже выбрали для себя этот путь в профессию. Родительское собрание дало возможность и детям, и родителям понять пользу этого выбора. Было много уточняющих вопросов, а после собрания количество желающих получить одновременно с аттестатом свидетельство о профессии значительно возросло.


Далее состоялся открытый диалог о будущем выборе старшеклассников, о работе на железной дороге, условиях целевого обучения в ИрГУПСе по договорам с Восточно-Сибирской дирекцией инфраструктуры, мерах поддержки студентов железнодорожных вузов и молодых специалистов. Такой диалог умело выстроили Каляева А.И., начальник сектора реализации молодежной политики ВСЖД, и Гриценко Ю.В., начальник службы управления персоналом Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры.
Разговор продолжила директор Лицея Штепина О.С., которая познакомила участников собрания с оценкой эффективности деятельности Лицея на основе результатов рейтинга образовательных учреждений ОАО «РЖД» и показателями рейтинга (утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 27.04.2021 № 929 /р «О формировании рейтинга образовательных учреждений ОАО «РЖД»), в которых напрямую отражается профориентационная направленность деятельности Лицея.










Рейтинговые показатели:
- «Обеспечение качественного массового образования» (охват дополнительным образованием, результативность ОГЭ, ЕГЭ, количество аттестатов с отличием, количество участников образовательных смен «Сириуса», «Океана», «Артека», «Орленка», «Смены»);
- «Кадровый потенциал»;
- «Развитие способностей обучающихся» (олимпиадная, конкурсная результативность);
- «Создание условий здоровьесбережения и развитие массового любительского спорта»;
- «Профориентационная деятельность» (количество обучающихся, получивших свидетельство об освоении рабочей профессии по профилю железнодорожного транспорта, число выпускников, поступивших в учебные заведения железнодорожного транспорта);
- «Публикации»;
- «Научная деятельность»;
- «Социальная активность».
В конце мероприятия родители говорили спасибо за хорошее, интересное собрание, выражали благодарность организаторам, что стали лучше понимаешь своих детей. Взаимодействие и сотрудничество семьи и школы актуально и востребовано. Кто должен сделать выбор будущей специальности: ребенок или родитель? Участники собрания выразили мнение, что в этот ответственный момент необходимо, чтобы ученики, родители и учителя были союзниками. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали.

Рейтинг

Другие новости